Вопрос:
Вы стопроцентно знаете, что задержанные подростки не планировали теракты?
Ответ:
У общественности нет полномочий юридически определять виновность или невиновность подсудимых, и мы не можем заглянуть в голову подросткам и посмотреть, планировали ли они что-либо насильственное или нет. Но мы точно знаем, что у детей и подростков гибкое мышление и оттого бóльшая подверженность разным идеям по сравнению со взрослыми. Подростковые увлечения могут быть продиктованы обычным любопытством или тягой к развлечениям (здесь стоит вспомнить, как в советские годы дети забавлялись с карбидом и другими взрывающимися материалами).
Подростковый период — это трудное время для всех молодых людей: время исканий себя, время постановки вопросов и попыток найти ответы на них, время сомнений, противоречий и рефлексии. Не все умеют правильно обрабатывать поступающую информацию, разделять идеи на опасные и безопасные. Но каждый подросток нуждается в любви и заботе, в поддержке и внимании, и только в такой атмосфере он сможет гармонично развиваться и как личность, и как член общества.
К сожалению, иногда окружение подростка либо безразлично, либо враждебно к нему. Например, одноклассники в школе могут издеваться и заниматься травлей (буллингом). Классный руководитель и школьный психолог либо не замечают, либо делают вид, что не замечают происходящее. А родители могут не уделять ребёнку достаточно внимания в силу различных причин: например, кто-то живёт в неполной семье, у другого подростка родители пьют, у третьего — с утра до ночи на работе. В результате ребёнок оказывается предоставлен сам себе, находится в подавленном состоянии, у него может копиться злоба и непонимание.
И даже если у подростка действительно возникают мысли о насилии, зачастую он не может адекватно проанализировать своё состояние, не может справиться со своими размышлениями. В этот момент ему нужна помощь взрослых, а не осуждение.